- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 77RS0021-02-2021-014330-79 |
Дата поступления | 25.10.2022 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Матусяк Татьяна Павловна |
Дата рассмотрения | 12.09.2023 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству | 25.10.2022 | 14:13 | 25.10.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 25.10.2022 | 14:22 | 25.10.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 28.10.2022 | 12:11 | 22.11.2022 | ||||||
Судебное заседание | 20.12.2022 | 12:30 | 15 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 22.11.2022 | |||
Судебное заседание | 28.02.2023 | 11:30 | 15 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 20.12.2022 | |||
Судебное заседание | 22.03.2023 | 10:00 | 15 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 28.02.2023 | |||
Судебное заседание | 18.05.2023 | 10:00 | 15 | 22.03.2023 | |||||
Судебное заседание | 13.06.2023 | 10:30 | 15 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 18.05.2023 | |||
Судебное заседание | 01.08.2023 | 10:00 | 15 | Заседание отложено | неявка ИСТЦА | 13.06.2023 | |||
Судебное заседание | 12.09.2023 | 10:30 | 15 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) | 01.08.2023 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 16.10.2023 | 17:50 | 17.10.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 30.10.2023 | 14:47 | 02.11.2023 | ||||||
Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле | 11.01.2024 | 15:13 | о восстановлении процессуальных сроков | 15.01.2024 | |||||
Изучение поступившего ходатайства/заявления | 11.01.2024 | 18:00 | Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса | 15.01.2024 | |||||
Судебное заседание | 15.01.2024 | 14:20 | 15 | Ходатайство/заявление УДОВЛЕТВОРЕНО | 15.01.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса | 25.01.2024 | 13:39 | 16.02.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Военный прокурор СПб гарнизона | 0000000000 | 000000000000000 | ||||||
ИСТЕЦ | Ксенев Константин Юрьевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство обороны РФ | 0000000000 | 000000000000000 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Отдел социальной защиты населения Петродворцового р-на СПб | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СПб и ЛО | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление пенсионного фонда РФ в Петродворцовом р-не | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат СПб" | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" по СПб |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Санкт-Петербургский городской суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 02.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 02.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Дело № 2-792/2023 12 сентября 2023 года
(УИД 77RS0021-02-2021-014330-79)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре Штолиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании выплатить недополученные суммы
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона обратился в Пресненский районный суд г. Москвы в защиту прав и законных интересов ФИО1 с иском к Министерству обороны Российской Федерации об обязании выплатить недополученные суммы.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 23.08.2022 года настоящее гражданское дело передано по подсудности в Дзержинский районный суд г. Санкт-Петербурга.
Исковые требования обоснованы тем, что Военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона в комиссариате Санкт-Петербургского гарнизона по обращению ФИО1 (пенсионера Министерства обороны Российской Федерации) проведена проверка. Установлено, что ФИО1 в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР в 1989 году при исполнении обязанностей военной службы получил травму (закрытая черепно-мозговая травма). В заключении военно-врачебной комиссии от 27.06.1989 года определено, что травма получена при исполнении обязанностей военной службы - «военная травма».
В процессе прохождения дальнейшей службы ФИО1 неоднократно находился на лечении, как стационарно, так и амбулаторно по причине усугубления последствий полученной военной травмы в 1989 году.
ФИО1 уволен из Вооруженных Сил приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2002 № 0828 в соответствии со ст. 3 пп. «б» Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», то есть по состоянию здоровья на основании заключения от 06.12.2001 года ФИО1 уволен с военной службы, где в п. 12 заключения о причинной связи заболевания указано: «заболевание получено в период военной службы».
При освидетельствовании ФИО1 в 2001 году ВВК допущена формулировка причинно-следственной связи вопреки определенной первоначальной (27.06.1989 года), вследствие чего необоснованно установлена причинно-следственная связь получения травмы ФИО1 В освидетельствовании факт травмы и ее последствий подтвержден (остался не измененным), основной диагноз соответствовал ранее определенному, но причинно-следственная связь получения военной травмы претерпела изменения, то есть травма перешла в заболевание и перестала быть «военной», но именно ее последствия стали причиной увольнения ФИО1 Далее ошибочная формулировка была применена МСЭ, которая вынуждена была использовать ее при определении инвалидности. Только после проведения ВВК, которая восстановила правильное определение причинно-следственной связи в соответствии с определенной законом методикой, МСЭ 03.08.2018 года внесены исправления в формулировку на «военная травма».
Вследствие указанной ошибки комплекс компенсационных и защитных мер, предусмотренных государством для военнослужащих, в том числе уволенных в запас, ставшими инвалидами из-за последствий полученной военной травмы, к ФИО1 не мог быть применен. С этого момента, до факта исправления (заключения ВВК № 32 от 30.07.2018 года) ФИО1 не мог реализовать права военнослужащего, получившего «военную травму».
Заключением военно-врачебной комиссии отдела (г. Санкт-Петербург) филиала № 1 ФГКУ «Главного центра военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2018 года № 32 ФИО1 изменена причинная связь получениям травмы на «военную травму». Заключение военно-врачебной комиссии от 06.12.2001 года изменено, в части установления причинно-следственной связи получения травмы, в связи с чем признаны права ФИО1, которыми он обладал, как военнослужащий, получивший военную травму и впоследствии ставшим из-за нее инвалидом.
Таким образом, документы, в которых ранее использовалось формулировка причинно-следственной связи, как заболевание, а не «военная травма», должны распространять и обеспечить свое действие, как документы с указанием причинно-следственной связи «военная травма», что и должно восстановить права ФИО1 не с момента изменения заключения ВВК 30.07.2018 года, а с момента его увольнения в запас с военной службы и постановки на пенсионное обеспечение. Ошибка, допущенная ВВК в 2001 года, исправлена ВВК «Главный центр военно-врачебной экспертизы», и отменяет неверный вывод о причинно-следственной связи заболевания, тем самым заключение ВВК от 06.12.2001 года делает возможность его применения с указанием «военная травма» с 06.12.2001 года, а не с момента факта исправления.
С 21.11.2002 года ФИО1 состоит на пенсионном обеспечении в комиссариате г. Санкт-Петербурга, которому назначена и выплачивается пенсия за выслугу (28 лет), является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов пенсионного дела следует, что ФИО1 неоднократно проходил медицинское освидетельствование МСЭ. При первичном освидетельствовании ему была установлена инвалидность III группы с формулировкой «заболевание получено в период прохождения военной службы, не «военная травма» с 29.10.2003 года по 04.10.2006 года подтверждалась справками МСЭ при переосвидетельствовании, что не соответствовало следственной связи получения военной травмы, что было определено заключением ВВК от 1989 года, как военная травма.
С 4.10.2006 года ФИО1 установлена инвалидность II группы с той недостоверной (ошибочной) формулировкой «заболевание получено в период прохождения военной службы».
На основании выписки серии МСЭ-2015 № 2588854 ФИО1 с 03.08.2018 года установлена инвалидность II группы с формулировкой «военная травма». ФИО1 с 03.08.2018 года переведен на пенсию за выслугу лет, к которой начислено увеличение размера пенсии за выслугу лет как лицу, ставшему инвалидом II группы вследствие военной травмы.
Положения п. «б» ст. 55 Закона № 4468-1 к ФИО1 не применимы, поскольку заключением военно-врачебной комиссии отдела (г. Санкт-Петербург) филиала № 1 ФГКУ «Главного центра врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2018 года изменена причинно-следственная связь на военную травму, что исправило имеющуюся ранее ошибку, без возникновения каких-либо обстоятельств.
В данной ситуации должностным лицам военного комиссариата г. Санкт-Петербурга при назначении с 03.08.2018 года ФИО1 предусмотренных законом выплат и мер социальной поддержки необходимо было руководствоваться ст. 58 Закона № 4468-1, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что длительное время органами социального обеспечения Российской Федерации (пенсионным и военным комиссариатом) к ФИО1 применялись справки МСЭ с неверной формулировкой причинно-следственной связи получения военной травмы, что повлекло нарушение его прав, как инвалида вследствие военной травмы.
Поскольку ошибка в заключении ВВК от 06.12.2001 года допущена учреждением Министерства обороны Российской Федерации, то обязанность по оказанию ФИО1 положенной социальной поддержки (в том числе полагающихся выплат) лежит на соответствующем его учреждении, то есть военном комиссариате г. Санкт-Петербурга. А поскольку ФИО1 положена выплата ежемесячной денежной компенсации, то территориальным подразделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту его жительства необходимо обеспечить перерасчетом соответствующей выплаты с момента исправления ошибки.
С учетом изложенного, заключение ВВК от 30.07.2018 года с формулировкой причинно-следственной связи военной травмы подлежит применению на правоотношения, которые имели место с момента принятия заключения ВВК 06.12.2001 года, с указанием о распространении действия о причинно-следственной связи, что и влечет восстановление прав ФИО1 по реализации предусмотренных требованиями законов мер социальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы.
Решение ВВК от 30.07.2018 года должно обеспечить реализацию права ФИО1 на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере, обусловленном группой инвалидности, кроме того дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887, ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральный законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
При таких обстоятельствах и имеющихся заключениях ВВК от 27.06.1989 года и 30.07.2018 года ФИО1 приобрел право на восстановление статуса инвалида вследствие военной травмы и реализации его прав на предоставление мер социальной поддержки на правоотношения, которые имели место быть на момент его увольнения и постановки на пенсионное обеспечение. Заключение ВВК от 30.07.2018 года, определяющее заболевание ФИО1 как последствие черепно- мозговой травмы - военная травма, и отменяющее заключение госпитальной ВВК в/ч 22412 о причинной связи заболевания по свидетельству о болезни от 06.12.2001 года, необходимо считать достаточным основанием для распространения действия на весь срок, то есть с 06.12.2001 года.
С учетом допущенной ошибки ФИО1 претерпел моральные страдания, поскольку длительное время не был обеспечен всеми положенными выплатами, его многочисленные обращения в органы и учреждения России остались без результата и надлежащего рассмотрения.
С учетом состояния здоровья и возраста ФИО1 не может самостоятельно воспользоваться правом на обращение в суд и представление соответствующих доказательств.
Истец просит суд признать фактическое право ФИО1, уволенного в запас военнослужащего, получившего во время прохождения военной службы военную травму, на получение всех компенсационных мер, предусмотренных законами Российской Федерации с момента освидетельствования 29.06.1989 года. Признать факт нарушения прав ФИО1 с 06.12.2001 года по 30.07.2018 года. Обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить ФИО1 предусмотренными законами Российской Федерации выплатами, как военнослужащего, получившего военную травму как при увольнении в запас, так и на пенсионное обеспечение с учетом получения инвалидности соответствующей группы. Обязать произвести территориальный орган пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства ФИО1 перерасчет с 29.10.2003 года по 30.08.2018 года положенных выплат, ввиду изменения его правового статуса, как инвалида вследствие военной травмы, приравненного в соответствии с требованиями действующего законодательства к инвалидам Отечественной войны.
Истец изменил предмет заявленных требований, просит суд обязать ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» выплатить ФИО1 сумму неполученной ЕДК в размере 628 250 рублей 13 копеек и сумму неполученной пенсии, как инвалиду вследствие военной травмы за период с 01.11.2006 года по 31.07.2018 года в размере 810 443 рублей 05 копеек. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выплатить ФИО1 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 155 000 рублей за период с сентября 2005 года по июль 2018 года. Обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить реализацию права ФИО1 на выплату неполученной пенсии.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Представитель истца, действующий в защиту прав и законных интересов ФИО1, заместитель военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона ФИО2 в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддерживает.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее представил суду возражения, из которых следует, что заключение военно-врачебной комиссии от 06.12.2001 года в установленном законом порядке не признавалось недействительным, ФИО1 не оспаривалось, ввиду чего вывод истца о том, что в заключении военно-врачебной комиссии была допущена ошибка, является несостоятельным и не может лечь в основу решения суда об удовлетворении исковых требований.
Существенным при рассмотрении настоящего дела является дата вынесения заключения военно-врачебной комиссии, которое имело место быть 30.07.2018 года, которое не может в свою очередь иметь обратной силы по отношению к обязанности произвести соответствующий орган соответствующие выплаты, поскольку на указанный истцом период (2001 -2018 года) оснований к произведению соответствующих выплат не имелось.
Истцом не конкретизированы выплаты, которые, по его мнению, могут быть взысканы с Минобороны России, все указано в общих чертах без ссылок на нормы действующего законодательства, которыми предусматривается обязанность произвести те или иные выплаты, также истцом не представлен расчет данных выплат.
Представитель Минобороны России считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представил суду возражения, из которых следует, что подполковник ФИО1 уволен из ВС приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2002 года № 0828 по статье 51 пункту 3 подпункта «б» (по состоянию здоровья).
Приказом начальника высших центральных офицерских курсов железнодорожных войск Российской Федерации от 20.11.2002 года № 232 исключен из списков постоянного состава курсов с 20.11.2002 года.
ФИО1 состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате города Санкт-Петербурга с 21.11.2002 года.
Пенсия по линии Министерства обороны назначена ФИО1 за выслугу 28 лет, с учетом выслуги лет в льготном исчислении, в размере 74% от денежного содержания.
Первично ФИО1 была установлена инвалидность III группы, с формулировкой «заболевание получено в период прохождения военной службы» с 29.10.2003 года (основание справка серии МСЭ-2001 № 2598321).
В дальнейшем при прохождении ФИО1 медицинского освидетельствования причина и группа инвалидности не изменялась (основание справка серии МСЭ-2001 № 2825527; справка серии МСЭ-2004 № 2313829).
С 04.10.2006 года ФИО1 установлена инвалидность II группы с формулировкой «заболевание получено в период прохождения военной службы» (основание справка серии МСЭ-2006 № 0010884412). С 01.11.2006 года ФИО1 был переведен на пенсию по инвалидности II группы в размере 75% от денежного содержания.
Заключением военно-врачебной комиссии отдела (г. Санкт-Петербург) филиала № 1 ФГКУ «Главного центра военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2018 года № 32 ФИО1 изменена причинная связь заболевания на «военную травму».
На основании выписки серии МСЭ-2015 года № 2588854 ФИО1 с 03.08.2018 года установлена инвалидность II группы с формулировкой военная травма.
Вопросы регулирования назначения и выплаты пенсии по линии Министерства обороны регулируются нормами специального законодательства.
С даты назначения пенсии истцу и в настоящее время пенсия по линии Министерства обороны военнослужащим, уволенным в запас, устанавливается и регулируется только в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В настоящее время порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565.
Истцу ФИО1 согласно справки серии МСЭ - 2015 № 2588854 причина инвалидности (II группа военная травма), установлена с 03.08.2018 года.
День наступления обстоятельств и право на перерасчет пенсии у истца ФИО1 возникло только со дня признания его инвалидом военной травмы с 03.08.2018 года, уполномоченным органом.
Истцом подано заявление в адрес начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата города Санкт-Петербурга о выплате
ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью на основании Федерального Закона от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» 08.08.2018 года (заявление вх. № 10260 от 14.08.2018 года).
Таким образом, право на пересмотр размера и вида пенсии, а также ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью у истца возникло только с 03.08.2018 года.
При этом часть 2 статьи 58 Закона 4468-1 не подлежит применению, поскольку отсутствует вина ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», который не является уполномоченным органом, определяющим причинные связи увечий, заболеваний у военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с прохождением военной службы, а также уполномоченным органом по установлению инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления инвалидности.
Кроме того, истцом заключение госпитальной военно-врачебной комиссии в/ч 22412 о причинной связи заболеваний по свидетельству о болезни от 06.12.2001 года, утвержденное 9 военно-врачебной комиссией не оспаривалось и не обжаловалось.
На основании заключения ВВК от 30.07.2018 года истцу установлена инвалидность согласно справки серии МСЭ - 2015 № 2588854 причина инвалидности (II группа военная травма), установлена с 03.08.2018 года, таким образом, истец имел возможность обратиться в суд в течение установленного срока, уважительные причины пропуска срока отсутствуют.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» просит суд применить последствия пропуска срока исковой давности ФИО1 В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области » в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представил суду возражения, из которых следует, что 01.09.2005 года вступил в силу Указ Президента РФ от 01.08.2005 года № 887 « О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». Согласно названному Указу с 01.09.2005 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается в размере 1000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением граждан, которым ДЕМО выплачивается в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.08.2005 года № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» обращение за ДЕМО, его назначение и выплата осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами выплаты ДЕМО некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2005 года № 273.
Выплата ДЕМО инвалидам вследствие военной травмы производится органом, осуществляющим их пенсионное обеспечение, за счет средств федерального бюджета. Установление социальных выплат не входит в компетенцию Отделения. На основании изложенного, Отделение просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Отдела социальной защиты населения Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представил суду возражения, из которых следует, что по сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга», ФИО1 является ветераном военной службы, пенсионером Министерства Обороны, имеет инвалидность II группы, причина инвалидности - военная травма с 03.08.2018 года.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 года № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», Порядком предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 года № 1258, ФИО1 предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат по категории «инвалид» с 01.01.2010 года, причина инвалидности - заболевание, полученное в период прохождения военной службы, с 01.09.2018 года на основании заявления ФИО1 и в соответствии с представленной справкой бюро медико-социальной экспертизы № 18 (смешанного профиля) МСЭ-1015 № 2588854 от 07.08.2018 года ДВ ЖКУ предоставлена по категории «инвалид войны».
Представитель третьего лица Управления пенсионного фонда РФ в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1, 1961 года рождения, подполковник 9 ВЦОК ЖДВ РФ, заключением ВВК от 06.12.2001 года признан – «В» ограниченно годным к военной службе. Заболевание получено в период военной службы.
Приказом министра обороны РФ № 0828 от 24.10.2002 года ФИО1, старший преподаватель цикла военных сообщений 9 Высших центральных офицерских курсов (железнодорожных войск) досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы (в том числе и определения причинной связи увечий, заболеваний) у военнослужащих, в период прохождения службы ФИО1, был регламентирован Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.1995 года N 390 (Положение о ВВЭ).
В соответствии со статьей 45 Положения о ВВЭ, при освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, если им установлен диагноз, ВВК определяет причинную связь полученных этими лицами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, за исключением случаев, когда эти лица находятся под следствием (судом).
ВВК по документам определяет причинную связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае если гражданин в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах был освидетельствован ВВК, или находился на лечении, или был уволен с военной службы, службы в органах по болезни, по состоянию здоровья либо если у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах. Характер и давность имеющихся явных телесных повреждений устанавливается судебно - медицинским экспертом.
На основании статьи 46 Положения о ВВЭ, на основании статьи 46 Положения о ВВЭ заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний выносятся со следующими формулировками: "военная травма": если увечье (ранение, травма, контузия) получено освидетельствуемым при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в период пребывания на фронте, а также при охране государственной границы в мирное время; если увечье (ранение, травма, контузия) получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов; если заболевание возникло у освидетельствуемого в период пребывания на фронте либо если заболевание, возникшее до этого, в период пребывания на фронте достигло степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях в случае, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к периоду пребывания освидетельствуемого на фронте; если заболевание возникло у освидетельствуемого в период его службы за границей, в государстве, где велись боевые действия, или в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей либо достигло за указанный период степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях в случае, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к периоду прохождения освидетельствуемым службы за границей, в государстве, где велись боевые действия, или его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей; если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны, на адрес в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 01.01.1944 года по 31.12.1951 год (при наличии удостоверения участника войны), при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - один месяц службы за 3 месяца), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), а также если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР - Министерства государственной безопасности СССР и Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР - Министерства внутренних дел СССР, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях в случае, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к периоду участия в указанных событиях; "заболевание получено в период военной службы": если заболевание возникло в период прохождения освидетельствуемым военной службы (военных сборов), службы в органах, а также если заболевание, возникшее до призыва на военную службу (военные сборы) или поступления на военную службу по контракту, службу в органы, в период военной службы (военных сборов), службы в органах достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах; если заболевание возникло в период прохождения освидетельствуемым военной службы (военных сборов) в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия за границу, в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах; если увечье (ранение, травма, контузия) получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если увечье (ранение, травма, контузия) получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья (ранения, травмы, контузии) отсутствуют; "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС": если заболевание получено военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, лицом рядового или начальствующего состава (должностных лиц) органов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 50 Положения о ВВЭ, причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, определяется (пересматривается) ВВК на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, пенсионных (кадровых) аппаратов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Порядок определения (пересмотра) причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба в органах).
Доводы ФИО1, изложенные в его обращениях, в том числе, в военную прокуратуру, основаны на том, что заключение ВВК от 06.12.2001 года являлось ошибочным.
В силу положений статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе, в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Согласно части 5, 6 статьи 61 указанного Федерального закона заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, сведений об оспаривании заключения ВВК и признании его недействительным, материалы дела не содержат, истец о таком не заявлял.
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Заочное (по документам) освидетельствование запрещается, если иное не определено законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 8 названного Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Согласно пункту 98 тоже же Положения причинная связь увечий, заболеваний граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращений граждан (их законных представителей), федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, органов социальной защиты, военных комиссариатов (военных комиссариатов муниципальных образований), учреждений, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, органов и организаций прокуратуры.
При наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заключение о причинной связи увечья, заболевания может быть заочно (по документам) пересмотрено (с отменой ранее вынесенного заключения), что предусмотрено пунктом 99 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Согласно Протоколу заседания военно-врачебной комиссии по заочному медицинскому освидетельствованию (определению причинной связи увечья, заболевания с прохождением военной службы) от 30.07.2018 года № 32 по обращению подполковника ФИО1 (том 1, л.д. 195-197), Военно-врачебная комиссия отдела (г. Санкт-Петербург) филиала № 1 Главного центра военно-врачебной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации рассмотрено обращение подполковника запаса ФИО1 от 05.07.2018 года по вопросу пересмотра заключения о причинной связи его заболевания «Дисциркуляторная энцефалопатия первой стадии смешанного генеза (посттравматическая – 1989 года, атеросклеротическая) с правосторонней пирамидно-мозжечковой недостаточностью, умеренно выраженным астено-вегетативным синдромом. Аносмия как последствие черепно-мозговой травмы» по свидетельству о болезни № 4 госпитальной военно-врачебной комиссии в/ч 22412 от 06.12.2001 года вынесенного в формулировке «Заболевание получено в период военной службы» на заключение в формулировке «военная травма».
Заключением указанной ВВК в отношении заболевания: «Дисциркуляторная энцефалопатия первой стадии смешанного генеза (посттравматическая – 1989 года, атеросклеротическая) с правосторонней пирамидно-мозжечковой недостаточностью, умеренно выраженным астено-вегетативным синдромом. Аносмия как последствие черепно-мозговой травмы» установлена причинная связь «военная травма», заключение госпитальной военно-врачебной комиссии в/ч 22412 о причинной связи заболеваний по свидетельству о болезни от 06.12.2001 года, утвержденное 9 военно-врачебной комиссией отменено.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определены категории инвалидов в целях пенсионного обеспечения, к которым отнесены инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Так, к категории инвалидов вследствие военной травмы отнесены лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пункт "а" статьи 21 названного закона).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится
со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие установление причинной связи «военная травма».
Согласно справки серии МСЭ – 2015 № 2588854 причина инвалидности (вторая группа военная травма), установлена с 03.08.2018 года.
С таким заявлением ФИО1 обратился в военный комиссариат Петродворцового района Санкт-Петербурга 08.08.2018 года.
Суд полагает обоснованными возражения ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», в части того, что право на перерасчет пенсии у истца ФИО1 возникло только со дня признания его уполномоченным органом инвалидом военной травмы с 03.08.2018 года.
Соответственно правовых оснований для взыскания в его пользу сумм недополученной пенсии, как инвалидом вследствие военной травмы за период с 01.11.2006 по 31.07.2018 года не имеется. До даты признания его инвалидом вследствие военной травмы, а именно до 03.08.2018 года, ФИО1 обоснованно начислялась пенсия как инвалиду второй группы по заболеванию, полученному в период военной службы на основании справки серии МСЭ-2006 № 0010626750, выданной 14.10.2008 года.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняется, как основанный на неправильном толковании и применении норм материального права. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
Требования к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выплатить ФИО1 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 155 000 рублей за период с сентября 2005 года по июль 2018 года также не подлежат удовлетворению.
Указанные требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку пенсионное обеспечение ФИО1 осуществляется ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга». При этом к надлежащему ответчику требования не подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям, поскольку права, связанные с признанием инвалидом вследствие военной травмы возникли у ФИО1 03.08.2018 года.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" в целях улучшения материального положения граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, с 1 сентября 2005 года указанной категории граждан установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2005 года N 536 "О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы" установлено, что выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы производится органом, осуществляющим их пенсионное обеспечение, за счет средств федерального бюджета (пункт 2).
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании выплатить недополученные суммы отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк
